1 апреля делегация библиотекарей Владимирской области в составе 48 человек посетила Российскую государственную библиотеку для молодежи (РГБМ).
Несмотря на хмарь и серость за окном, мы попали в удивительный мир. Нашим экскурсоводом по библиотеке стала Марина Павловна Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе РГБМ.
Что мы увидели? 2 000 кв. м умного пространства для молодежи... И это не высокопарные слова, а реальная воплощенная в жизнь идея.
Конечно, про пространство библиотеки, её оснащение и фонды можно рассказывать долго, даже бесконечно…, но я не буду утомлять вас, дорогие читатели. Расскажу вкратце о своих впечатлениях, о том, что больше всего понравилось мне.
Во-первых, приятно поражает продуманность пространства, его комфортность, - в библиотеке оно сделано для удобства читателей. Начиная от бытовых мелочей (чистота в туалете, наличие бумаги, мыла, бумажных полотенец и т.д.), навигацией по библиотеке, заканчивая заботой об инвалидах (пандус, низкие стеллажи и широкие проходы между ними, опять-таки туалет и т.д.). В фойе для читателей установлен автомат дезинфекции рук. Очень удобно, правда? Читатель может обработать руки перед посещением библиотеки. А затем пройти в деловую, либо досуговую зону. Такое условное деление у библиотеки, названия говорят сами за себя. По всей библиотеке расставлены кулеры, что, несомненно, является дополнительным удобством.
Пользоваться услугами библиотеки может любой человек «с улицы». Почитать прессу или книги, посидеть со своим гаджетом, воспользоваться автоматизированным рабочим местом или выпить чашечку кофе в зоне «Кофе и газеты» - всё это доступно любому. Без читательского билета ему недоступна только одна услуга – выдача литературы на дом.
Несмотря на то, что в библиотеке достаточно много мебели, и каждый уголок использован: много рабочих и просто удобных сидячих мест (пуфы, подушки, стулья, кресла), ощущения загроможденности не возникает. Наоборот, ощущение простора, свободы, воздуха!
Видно, что это пространство оборудовано с душой и любовью, а не формально и для галочки.
И процесс этот продолжается, например, вскоре в Музее электронной книги зале появятся компьютеры с мощными графическими программами, 3-D принтер и 3-D сканер. Все это будет доступно для пользователей. Также посетители смогут смотреть старые диафильмы на диапроекторе. А совсем недавно в библиотеке появилась «101 точка чтения», которая сочетает место для уединенных встреч с книгой и место для обсуждения этих книг.
Не забыты и сотрудники, об их удобстве руководство заботится тоже: благоприятные рабочие условия, оборудованная комната с кухней для приема пищи, фитнес зал (!) с раздевалкой и душем, также душевая кабина есть и в фондохранилище. Помните? «Довольный сотрудник - довольный пользователь!»
Атмосферу приятной, неформальной обстановки поддерживают аквариумы, которых в библиотеке два. Много внимания уделено цветам, большие, ухоженные, в красивых кашпо и вазонах. Также внимание привлекают разные интересные мелочи. Например, Книжный змей, связанный совместно библиотекарями и читателями, воздушный шар и самолет, которые парят под потолком, мобиль в Детской, наклейки на стенах, цифровые фоторамки на кафедрах.
На креслах лежат… пледы, которые очень полюбились читателям, некоторым даже так, что они унесли их с собой!
Выделенные библиотеке финансы и заработанные средства расходуются рачительно, это видно невооруженным взглядом. Абсолютно точно, прежде чем что-то купить или внедрить, продумывается все до мелочей.
Во-вторых, повышение квалификации персонала. По словам директора библиотеки Михновой Ирины Борисовны, поначалу ей и ее команде приходилось сложно. Нужно было не только изменить пространство, аудиторию, фонд библиотеки, но и стереотипы её специалистов. Это было самое сложное и процесс этот идет до сих пор. Те, кто не может работать в новых условиях, покидают библиотеку. 80% старого состава из библиотеки ушло. «Долго тренировали персонал старшего возраста на улыбку (у молодежи такой проблемы нет, они улыбаются сами), чтобы «истребить» «советское» выражение лица».
В начале года, после предварительной учебы, в библиотеке проходит тестирование для сотрудников. Итоги не оглашаются, сотрудники, показавшие не очень хорошие результаты, проходят обучение еще раз.
На данный момент в библиотеке 103 сотрудника, 33% из которых составляет молодежь до 30 лет, сотрудников старше 60 – 18,5%.
В 2007 году директору библиотеки приходилось отвечать на вопросы типа «Как привлечь на работу молодежь?» Ирина Борисовна говорила так: «Вот появится все, встанет на места, будут технологии, тогда и молодежь придет». Так и вышло, молодежь пришла работать в библиотеку и идет до сих пор. Небольшой пример: на вакансию «Сотрудник пресс-службы» было подано более 100 резюме, собеседование прошли 108 человек. Вопрос, который в 1997 заставлял библиотекаря задуматься («Вам не стыдно работать в библиотеке?) и ответить отрицательно, нынешней библиотечной молодежи попросту непонятен, «Как это?», спрашивают они… Сейчас в библиотеке появилась молодежь, проникнувшаяся библиотечным духом, они идут работать в библиотеку не ради материальных благ.
Кадровый состав используется руководством эффективно. И это тоже является фактором успешной деятельности.
В-третьих, абсолютно позитивный и расслабленный настрой директора библиотеки Михновой Ирины Борисовны! Профессионал и Лидер, задающий вектор развития библиотеки, зарядил меня своими флюидами :)
От всей владимирской делегации выражаю огромную благодарность Михновой Ирине Борисовне и Захаренко Марине Павловне за душевный прием, интересные рассказы и позитивные эмоции!
PS: Работая в разных библиотеках, я всегда задавала себе вопрос, «Если бы я не работала здесь, хотела бы сюда приходить?» К сожалению, чаще ответ был отрицальный... А вот в ЭТУ библиотеку приходить - хочется! Что и доказывают ее многочисленные посетители!
Несмотря на хмарь и серость за окном, мы попали в удивительный мир. Нашим экскурсоводом по библиотеке стала Марина Павловна Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе РГБМ.
Что мы увидели? 2 000 кв. м умного пространства для молодежи... И это не высокопарные слова, а реальная воплощенная в жизнь идея.
Конечно, про пространство библиотеки, её оснащение и фонды можно рассказывать долго, даже бесконечно…, но я не буду утомлять вас, дорогие читатели. Расскажу вкратце о своих впечатлениях, о том, что больше всего понравилось мне.
Во-первых, приятно поражает продуманность пространства, его комфортность, - в библиотеке оно сделано для удобства читателей. Начиная от бытовых мелочей (чистота в туалете, наличие бумаги, мыла, бумажных полотенец и т.д.), навигацией по библиотеке, заканчивая заботой об инвалидах (пандус, низкие стеллажи и широкие проходы между ними, опять-таки туалет и т.д.). В фойе для читателей установлен автомат дезинфекции рук. Очень удобно, правда? Читатель может обработать руки перед посещением библиотеки. А затем пройти в деловую, либо досуговую зону. Такое условное деление у библиотеки, названия говорят сами за себя. По всей библиотеке расставлены кулеры, что, несомненно, является дополнительным удобством.
Пользоваться услугами библиотеки может любой человек «с улицы». Почитать прессу или книги, посидеть со своим гаджетом, воспользоваться автоматизированным рабочим местом или выпить чашечку кофе в зоне «Кофе и газеты» - всё это доступно любому. Без читательского билета ему недоступна только одна услуга – выдача литературы на дом.
Несмотря на то, что в библиотеке достаточно много мебели, и каждый уголок использован: много рабочих и просто удобных сидячих мест (пуфы, подушки, стулья, кресла), ощущения загроможденности не возникает. Наоборот, ощущение простора, свободы, воздуха!
Видно, что это пространство оборудовано с душой и любовью, а не формально и для галочки.
И процесс этот продолжается, например, вскоре в Музее электронной книги зале появятся компьютеры с мощными графическими программами, 3-D принтер и 3-D сканер. Все это будет доступно для пользователей. Также посетители смогут смотреть старые диафильмы на диапроекторе. А совсем недавно в библиотеке появилась «101 точка чтения», которая сочетает место для уединенных встреч с книгой и место для обсуждения этих книг.
Не забыты и сотрудники, об их удобстве руководство заботится тоже: благоприятные рабочие условия, оборудованная комната с кухней для приема пищи, фитнес зал (!) с раздевалкой и душем, также душевая кабина есть и в фондохранилище. Помните? «Довольный сотрудник - довольный пользователь!»
Атмосферу приятной, неформальной обстановки поддерживают аквариумы, которых в библиотеке два. Много внимания уделено цветам, большие, ухоженные, в красивых кашпо и вазонах. Также внимание привлекают разные интересные мелочи. Например, Книжный змей, связанный совместно библиотекарями и читателями, воздушный шар и самолет, которые парят под потолком, мобиль в Детской, наклейки на стенах, цифровые фоторамки на кафедрах.
На креслах лежат… пледы, которые очень полюбились читателям, некоторым даже так, что они унесли их с собой!
Во-вторых, повышение квалификации персонала. По словам директора библиотеки Михновой Ирины Борисовны, поначалу ей и ее команде приходилось сложно. Нужно было не только изменить пространство, аудиторию, фонд библиотеки, но и стереотипы её специалистов. Это было самое сложное и процесс этот идет до сих пор. Те, кто не может работать в новых условиях, покидают библиотеку. 80% старого состава из библиотеки ушло. «Долго тренировали персонал старшего возраста на улыбку (у молодежи такой проблемы нет, они улыбаются сами), чтобы «истребить» «советское» выражение лица».
В начале года, после предварительной учебы, в библиотеке проходит тестирование для сотрудников. Итоги не оглашаются, сотрудники, показавшие не очень хорошие результаты, проходят обучение еще раз.
На данный момент в библиотеке 103 сотрудника, 33% из которых составляет молодежь до 30 лет, сотрудников старше 60 – 18,5%.
В 2007 году директору библиотеки приходилось отвечать на вопросы типа «Как привлечь на работу молодежь?» Ирина Борисовна говорила так: «Вот появится все, встанет на места, будут технологии, тогда и молодежь придет». Так и вышло, молодежь пришла работать в библиотеку и идет до сих пор. Небольшой пример: на вакансию «Сотрудник пресс-службы» было подано более 100 резюме, собеседование прошли 108 человек. Вопрос, который в 1997 заставлял библиотекаря задуматься («Вам не стыдно работать в библиотеке?) и ответить отрицательно, нынешней библиотечной молодежи попросту непонятен, «Как это?», спрашивают они… Сейчас в библиотеке появилась молодежь, проникнувшаяся библиотечным духом, они идут работать в библиотеку не ради материальных благ.
Кадровый состав используется руководством эффективно. И это тоже является фактором успешной деятельности.
В-третьих, абсолютно позитивный и расслабленный настрой директора библиотеки Михновой Ирины Борисовны! Профессионал и Лидер, задающий вектор развития библиотеки, зарядил меня своими флюидами :)
От всей владимирской делегации выражаю огромную благодарность Михновой Ирине Борисовне и Захаренко Марине Павловне за душевный прием, интересные рассказы и позитивные эмоции!
PS: Работая в разных библиотеках, я всегда задавала себе вопрос, «Если бы я не работала здесь, хотела бы сюда приходить?» К сожалению, чаще ответ был отрицальный... А вот в ЭТУ библиотеку приходить - хочется! Что и доказывают ее многочисленные посетители!
Я была в составе владимирской делегации. Полностью согласна с впечатлениями и мнением Натальи! Я впервые была в РГБМ, хотя знала о ней очень много. То, что я увидела и услышала, - удивило и поразило! Это все: высокий профессионализм и "многостаночность" коллег, легкость в общении, потрясающая расстановка фонда, комфорт для читателей и сотрудников, много красивых и приятных "мелочей", много воздуха. Большое спасибо всем, кто организовал и провел эту встречу!
ОтветитьУдалитьЕлена, присоединяюсь к Вашей благодарности! и особенно хочу поблагодарить нашего любимого флагмана Жарёнову Лию Викторовну за организацию поездки !
УдалитьСогласитесь, что лучше один раз увидеть своими глазами то, о чем прочитано 100 или даже больше раз. Для это было очень ценно - побывать лично в обстановке, всё увидеть своими глазами и почувствовать атмосферу созидательной энергии, которая царит в РГБМ!
Наталья! Я бы тоже приходила в ЭТУ библиотеку. И очень хочется работать в ТАКОЙ библиотеке. Будут единомышленники, команда - будет и у нас ТАКАЯ библиотека!
ОтветитьУдалитьЧто ж, будем работать, чтобы сделать библиотеку такой, чтобы в ней было комфортно не только нам, сотрудникам, но и нашим читателям. В библиотеке уже сделано для этого многое, осталось "навести лоск". Воздуха и пространства у нас тоже хватает!
УдалитьА вот команда единомышленников - это всегда самое трудное и самое необходимое
Добрый день, Наталья! Сегодня по совету коллег зашла на Ваш блог. Узнала много нового и интересного для себя. В частности прочитала интересную заметку о посещении Московской библиотеки для молодежи (РГБМ, если быть точной). В моем городе такого не встретишь. Но заметно меняются библиотеки и на местах, в регионах. Т.к. библиотекари посещают подобные мероприятия, обмениваются опытом и переносят этот опыт в конкретную аудиторию. Я для себя сделала вывод, что главное, это не провести ремонт и расставить красиво мебель, а изменить работу самого библиотекаря. А менять людей, их взгляды, манеры очень сложно (а порой невозможно). Спасибо за поучительный материал и яркие иллюстрации. Успехов на библиотечном поприще!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена! Рада приветствовать Вас в блоге :)
УдалитьПриятно, что Вы открыли на его страницах для себя что-то новое.
Да, согласна с Вашим мнением, что самое трудное - изменить сознание библиотекаря, считаю, что все-таки это возможно, пусть по понемногу, по чуть-чуть, "Москва не сразу строилась". Будем оптимистами и будем делать то, что от нас зависит!
Спасибо за пожелание, успехов и Вам! Заглядывайте в гости почаще :)