Вишнёвые единомышленники

25 марта 2018 г.

"Нас бьют, мы летаем"... или уходим??? Социальные игры в библиотеке

Тема сегодняшнего поста навеяна разными событиями последней недели. Некоторые достаточно нейтральные, некоторые - откровенно грустные.
В сети набирает популярность флешмоб "#Какяпопалвбиблиотеку" (Как я попал в библиотеку): в любой социальной сети любой человек, работающий или работавший когда-то в библиотеке, может разместить пост с соответствующим хэштегом и рассказать, что привело его в библиотеку. Когда читаешь истории коллег, вольно или невольно сравниваешь, вспоминаешь, анализируешь свою историю, свой путь. 
Следующее событие, послужившее толчком к написанию этого рассуждения стала статья "О чем молчат библиотеки в соцсетях" (здесь на самом деле вот вообще о другом, но процес-то запущен...), только я бы перефразировала так: "О чем молчат библиотекари", ведь, действительно, тема эта табуирована в библиотечном сообществе, её не принято обсуждать, а принято что? Правильно, - молчать.
Ну, и самый последний и самый грустный повод - это известие о том, что из своей библиотеки уходит высококлассный специалист, Профессионал, Библиотекарь, имя которого я называть не буду. 
И вот тут-то у меня и возник вопрос: "Доколе???" Как бы пафосно и старомодно это не звучало... ДО КАКИХ ПОР библиотеки будут избавляться от таких специалистов? И второй вопрос: ПОЧЕМУ это происходит? Предлагаю вместе поразмышлять на эту тему и при желании высказать свои соображения.

Дисклеймер: мнение по данным вопросам основано на обывательском анализе многих (не только моих личных) ситуаций и не является выпадом в чью-либо сторону.

Иногда получается так, что ты принимаешь решение уйти. Из ситуации, из учреждения, от человека. Конечно, этому предшествуют какие-либо действия (или недействия) со стороны людей, коллег, администрации, тебя самого. Скорее всего, со стороны эти действия можно расценить как нейтральные или сказать "Будь выше этого!", "Ну, сам-то про себя ты знаешь, чего стоишь, а то, что транслируют другие люди, принадлежит только им и является только их проблемой", или что-то близкое по смыслу. Иногда это - небольшие притеснения, обесценивание работы, принижение её значимости, а иногда - откровенный моббинг (Юрик И. Не дай себя съестьили Что такое моббинг // Современная библиотека. - 2009. - №1. - С. 134-139.).
Но в любом случае, это - манипуляция, это - социальная игра, в которую нас втягивают. Заставляя играть по своим правилам. Чтобы противостоять манипулятору, нужно, прежде всего, понимать, что то, с чем вы столкнулись - именно манипуляция (как минимум). И направлена она против вас.
Неважно, какие мотивы у манипулятора. Важно то, что это говорит очень много о нездоровой психологической обстановке в коллективе.
Дальнейшее развитие событий зависит от того, как при этом ведет себя администрация - пресекает ли она действия манипулятора, готова объективно разбираться в ситуации или, идя на поводу у манипулятора, прячет голову в песок, делает вид, что все нормально и старается избавиться от человека, который создает неудобства. А внешне именно человек, становящийся объектом травли или манипуляции, причиняет неудобства. Почему? Потому что руководителю надо что-то делать, выяснять, разбираться, пресекать, брать ответственность. Вообще, что-то делать. Конечно, проще всего отмахнуться, незаметить, сделать хорошее лицо при плохой игре... и продолжить существовать спокойно. 
По моим наблюдениям, часто в такую ситуацию попадают не серые и забитые / забытые люди, а люди, способные на креатив, лидеры и инноваторы. Мне кажется, многое зависит от руководителя. От того, какую обстановку он создал в коллективе, творческая она, со здоровой конкуренцией, где в приоритете - общие достижения, работа, престиж организации или похожа на застойное болото, в котором реализуются личные амбиции нездоровых психологически людей. От того, как относится коллектив к людям, предлагающим новые идеи, способным профессионально реализовать их. Игнорируют их, видят в них конкурентов, смотрят как на белых ворон и изгоев, как на людей, создающих "шатание и колебание" в коллективе (я сейчас говорю, конечно же, о положительном "шатании", встряске) или напротив, готовы к конструктивному диалогу, обсуждению идей и их реализации. Вообще, как по мне, так диалог, сотрудничество и конструктив - это самое лучшее, что может придумать человек для решения всевозможных ситуаций. И даже ядерной энергии можно найти мирное применение... 
Большую роль играет то, какие способы поощрения используются администрацией, в какой обстановке проходят общие праздники, как вообще люди приходят на работу и с каким настроением работают. Какими способами борются в коллективе с профессиональным выгоранием, проводят какие-то мероприятия, тренинги по его предупреждению. Исследуется ли удовлетворенность коллектива. 
Конечно, все мы люди и между нами время от времени происходят конфликты, недопонимания и споры. А вот от способа решения конфликтов зависит очень многое, это говорит, в том числе, об уровне общей культуры и профессионализма в коллективе. 
На мой взгляд, немаловажную роль играет образование руководителя, его уровень общей культурной образованности, способность генерировать креативные идеи, а не быть просто хозяйственником, его желание повышать собственную квалификацию и квалификацию своего коллектива. Способность сделать свой коллектив конкурентноспособным, показав личный пример, тоже важна. Конечно же, список можно продолжать долго. Но весь он будет, что называется "из одной оперы" - насколько руководитель Личность и Профессионал. Как мы видим, все взаимосвязано, каждое действие проистекает из предыдущего, не существуя само по себе.
Это были частные рассуждения по вопросу "Почему?".
А по вопросу "До каких пор?", ответ, я думаю, очевиден. До тех пор, пока мы не начнем говорить о таких случаях открыто, пока не будут руководители ценить таких сотрудников, а не отмахиваться от них, как от надоевшей мухи, пока не будут готовы к переменам не на словах, а на деле, пока они не будут Руководителями, а не пешками в чьих-то корыстных руках, пока не научатся брать ответственность на себя, пока не увидят, что процессом нужно управлять, а не пускать его на самотёк...

Вот такие невесёлые мысли вслух в День работника культуры. Они не преследуют цель обидеть или обвинить кого-либо. Это просто рассуждения и попытка разобраться. В себе.

А что думаете по теме вы? Будет интересно почитать ваше мнение в комментариях (можно анонимно).

4 комментария:

  1. Спасибо за размышления. Со многим я согласна.
    А еще почему-то бывает так, что хорошее воспринимается как само собой разумеющееся, т.е. то, что и не требует доп.оценки. Бывает обидно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо и Вам за комментарий)Да, бывает, по-разному совершенно бывает. Но результат один - немотивированный коллектив. И кто выиграл?

      Удалить
  2. Наташа, совершенно верные рассуждения, согласна с Вами полностью. Это беда очень многих библиотек и идет она от руководителей. К сожалению, настоящих руководителей-инноваторов очень, очень мало. И вообще, Руководителей с большой буквы, которые заботятся не только о том, чтобы быть в тренде, на виду, участвовать в актуальных проектах, но и профессионально руководят коллективом, заботясь и о повышении квалификации сотрудников, и о микроклимате в коллективе, поддерживают новичков и профессионалов, душой "болея" за свою Библиотеку, свой коллектив. Они искренне заинтересованы в сохранении высокопрофессиональных кадров, потому что это цвет и ядро библиотеки, её "мозговой центр", это двигатель прогресса и развития библиотеки, это её будущее. К глубокому сожалению, это поколение руководителей исчезает, на смену приходят руководители-имитаторы активной деятельности библиотеки и им профессионалы не нужны, а нужны удобные сотрудники. Для них главное - спокойствие и удобство. Зачастую они и не профессиональны в библиотечной области, но если раньше хватало ума окружить себя умными методистами, то теперь от умных, знающих библиотекарей такие руководители избавляются.
    Вы правы в том, что зачастую библиотекари-профессионалы, инноваторы становятся "белыми воронами" в коллективе, они выбиваются из общего ряда, им всё интересно, они хотят нововведений, преобразований в своей библиотеке. А начальство говорит: "Низзя, делай, что записано в плане, не высовывайся!" А если даже библиотекарь сделает что-то интересное и неординарное - сделают вид, что ничего не произошло и как бы не заметят.Знаю от коллег такие случаи.
    По поводу моббинга - сложный и закрытый вопрос. Лет 15 назад был случай в моей жизни, руководитель отдела на почве личной неприязни и профессиональной зависти пытался "отравить" мне жизнь на работе. Что я сделала? Наладила тесные контакты с коллективом, который в конце концов встал на мою сторону. Было очень трудно: на работу каждый день шла как в бой, стараясь не допустить ни одного промаха или неправильности в работе, действовала на опережение, четко соблюдая профессиональную этику и всячески, где это было нужно и возможно - оказывала профессиональную и человеческую помощь ненавидящему меня сотруднику, т.е. на злобные выпады отвечала только добром и добрыми делами. Это были самые трудные моменты в моей профессиональной жизни. Но выдержала и этот человек изменился, не сразу, но обстановка нормализовалась, помог коллектив.
    Наташа, а вообще я поняла, нужно просто заниматься своим делом, не обращая внимания на неприятие или непонимание, просто как можно лучше делать свою работу и всё, делать для коллег, для читателей. Сейчас наступают сложные времена для библиотек - уходят профессионалы - и по возрасту, и по другим причинам, люди с опытом, с пониманием тонкостей библиотечного дела, искренне любящие свою
    профессию. И это неизбежно. Нужно просто готовить хорошую смену.
    Наташа, Вы не расстраивайтесь. Знаете, принимать мир таким какой он есть, находить свое место в этом меняющемся мире, оставаясь при этом верным своим принципам - это большое искусство. А во вторых, жизнь ведь не ограничивается только работой, есть еще семья, друзья, близкие люди, увлечения и другие
    интересные вещи. Работа - это только одна небольшая часть жизни, но не вся жизнь.Не падайте духом! Поживем - увидим...
    Ирина



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо Вам за поддержку и развернутый комментарий. Спасибо, что поделились своими размышлениями и своей историей. Вы с честью выдержали испытание и справились с ситуацией, не каждому это под силу!
      Я не расстраиваюсь и вполне отдаю себе отчет, что кроме работы есть еще другая жизнь. У меня она есть. И я убеждена, что как раз люди, которые не могут реализовать себя ВНЕ работы, играют НА работе в игры...
      Но на работе мы проводим 8! часов, почти треть жизни. Поэтому нужно, чтобы человеку там было комфортно, удобно, чтобы простор для самореализации и т.д.
      То, что я написала, это ведь не только меня касается, вернее, не столько. Сколько профессионалов "ушли" из библиотек в последнее время? Я уверена, что это не единичные случаи. Поэтому "расстройство" моё, вернее сожаление, связано с тем, что библиотеки так легко разбрасываются профессиональными, вполне обучаемыми кадрами в непростое время, когда библиотеке каждый день нужно доказывать свою значимость, свой авторитет. Я понимаю руководителей - серой массой управлять легче, она не задает неудобных вопрос и т.д.
      Духом не падаю, у меня есть на что и на кого опереться)))

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...